23.07.2018
Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это комплекс мероприятий по выявлению вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке их воздействия и применения средств защиты работника.
Специальная оценка условий труда была введена в действие Федеральным Законом № 426-ФЗ, который был принят 28.12.2013 года (далее – Закон). Эта незнакомая для работодателя процедура призвана заменить ранее проводимую аттестацию рабочих мест. Как только Закон вступил в силу, от работодателя требуется забыть о старой методике и перейти на новую.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) рассчитана на всех работодателей: предприятия любых организационно-правовых форм и форм собственности, различных экономических сфер, всех размеров, а также частных предпринимателей.
По результатам проведенного анализа:
- работники в полной мере обеспечиваются средствами по индивидуальной, коллективной защите;
- проходят медицинские осмотры (периодические, предварительные);
- получают компенсации и гарантии, в размере, установленном ТК РФ, надбавку на «травматизм»;
- определяется дополнительная тарифная ставка по взносам, которые делаются в российский Пенсионный Фонд;
- заполняется вся необходимая документация по условиям труда, связанная с отчетностью по статистике.
Специальная оценка условий труда - какие рабочие места ей подлежат
В законе сказано, что специальной оценке условий труда подлежат рабочие места всего штата сотрудников. НО! Как всегда, из правила есть исключения! СОУТ не подлежат:
- работники, работающие в домашних условиях или дистанционно;
- сотрудники, работающие у физических лиц, не прошедших регистрацию, как индивидуальные предприниматели.
Напомним, что СОУТ подлежат сотрудники:
- профессиональная деятельность, которых связана с установками, машинами, механизмами, оборудованием, транспортными средствами, аппаратами, устройствами;
- эксплуатирующих, обслуживающих, испытывающих, ремонтирующих и осуществляющих наладку;
- работающих с опасными источниками, способными оказывать на него вредное воздействие;
- использующих механизированный, электрифицированный или другой ручной инструмент;
- осуществляющих перемещение, хранение и использование материалов и сырья.
Из выше перечисленного становится понятно, что новую процедуру СОУТ предстоит пройти даже тем работодателям, которые ранее освобождались от аттестации рабочих мест.
СОУТ – сроки проведения
Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 6 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 6 месяцев, а аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить специальную оценку надо незамедлительно или вчера.
Вообще рекомендуется придерживаться правила, что срок проведения СОУТ на новом рабочем месте составляет не более 6 месяцев со дня его создания.
Такая категоричность подтверждена законодательно.
Так, согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:
- безопасный труд своих работников;
- охрану труда своих сотрудников;
- информирование работников об условиях, в которых они трудятся и т.д.
В то же время, согласно статье 219 ТК РФ, работник имеет право на:
- безопасные условия труда;
- получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.
То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).
И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.
Специальная оценка условий труда – кто и когда проводит
Организация и финансирование СОУТ (ст. 8, ч. 1 Закона) – полностью прерогатива работодателя. Но сама оценка выполняется в тандеме: специализированная организация, приглашенная на законном основании и работодатель
СОУТ проводится один раз в пятилетие, не реже. Данный срок начинает отсчитываться с даты подписи отчета о выполнении проверки. При этом наличие или отсутствие выявленных опасных и вредных факторов на это никак не влияет.
То есть даже если факторы и не были выявлены, то процедура снова повторяется ровно через пять лет. НО! Есть такие случаи, при которых специальная оценка условий труда проводится еще до момента окончания пятилетия, то есть внепланово:
- работодателю приходит предписание от государственного инспектора труда, в котором указана необходимость проведения СОУТ;
- начинают функционировать созданные заново рабочие места;
- изменяется качественный состав используемого сырья и (или) материалов, способного влиять на изменение степени воздействия ОПФ на работника;
- вносятся некоторые изменения в технологический процесс, осуществляется замена оборудования, способного изменить степень воздействия ВПФ на работника;
- появился мотивированный запрос от первичных профсоюзов или других органов, представляющих работника на проведение СОУТ;
- на производстве случился несчастный случай или выявили профзаболевание, которое было спровоцировано длительным воздействием ВПФ и ОПФ на работника;
- изменяются модели используемых средств защиты, как коллективной, так и индивидуальной.
Специальная оценка условий труда – как проводится
Процесс прохождения СОУТ состоит из семи этапов:
Первый этап. Создание специальной комиссии
Работодатель в свободной форме издает распоряжение (приказ), которым определяет состав и алгоритм работы комиссии, причем количество членов, входящих в нее должно быть нечетным. Председателем комиссии является непосредственно сам работодатель или его официальный представитель. Кроме него в комиссии должны обязательно присутствовать специалист по ОТ и представители профсоюза предприятия.
Комиссия готовит и утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ.
АНАЛОГИЧНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА
- Количество мест, подлежащих СОУТ, рассчитывается как 20% аналогичных (но не менее 2)
- Результаты 20% применяются ко всем аналогичным рабочим местам
- Один перечень мероприятий по улучшению условий труда на все аналогичные места
При выявлении места, не соответствующего аналогичности, оценке подлежат все рабочие места.
Перед началом работы членам комиссии рекомендуется пройти обучение.
Второй этап. Создание и утверждение графика проведения СОУТ, а также списка рабочих мест, подлежащих проверке
График утверждается руководителем путем издания распоряжения (приказа) в произвольной форме. Далее комиссия определяет список рабочих мест, где будет выполняться специальная оценка условий труда, в том числе и аналогичных (но не более 20% из них).
Третий этап. Выбор специализированной организации, которая будет выполнять СОУТ
Проводить СОУТ имеют право организации, соответствующие требованиям ст. 19 закона № 426-ФЗ. В частности, они должны иметь испытательную лабораторию и не менее пяти сертифицированных экспертов в штате. Какие именно организации имеют право на проведение специальной оценки? Это вы можете узнать из специально реестра, которые находится в Интернете по адресу http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations/
Работодатель, выбрав организацию для проведения СОУТ, заключает с ней гражданско-правовой договор. В рамках договора заказчик обязан предоставить исполнителю все необходимые документы и другую информацию для оценки условий труда и вредных (опасных) производственных факторов.
С организацией, которую выбирает работодатель, заключается гражданско-правовой договор.
Четвертый этап. Идентификация ВПФ и ОПФ.
Проводится представителями специализированной организации.
На этом этапе проводится: выявление и описание имеющихся факторов производственной среды и трудового процесса и сопоставление выявленных факторов с предусмотренными «Классификатором вредных и опасных производственных факторов».
Сопоставляет данные эксперт специализированной организации, а полученные результаты утверждаются созданной работодателем комиссией.
Если на рабочем месте ВПФ и ОПФ не выявляются, то условия труда на нем считаются оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) и дальнейшие измерения не проводятся. По таким рабочим местам руководитель подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В случае обнаружения ВПФ и ОПФ комиссия выносит решение о дальнейшем проведении мероприятий по исследованию и измерению выявленных факторов.
По итогам оценки рабочие места распределяют по четырем классам:
- Оптимальные (1 класс) – нежелательные факторы отсутствуют или их влияние находится в пределах безопасных нормативов.
- Допустимые (2 класс) – воздействие факторов может быть нейтрализовано за время обычного отдыха по окончании работы.
- Вредные (3 класс) – воздействие факторов способно привести к развитию профессиональных заболеваний, для восстановления необходим длительный отдых. Данный класс делится на 4 степени, в зависимости от интенсивности воздействия вредных условий труда.
- Опасные (4 класс) – факторы представляют угрозу для жизни работника или способны привести к развитию профессиональных заболеваний в острой форме.
Снижение класса условий труда
Применение работниками эффективных сертифицированных средств индивидуальной защиты (СИЗ) позволяет снизить класс на одну ступень.
Класс снижается на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку.
Этап пятый. Исследования и измерения ВПФ и ПФ.
В процессе проведения этого этапа исследуют следующие факторы:
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ
- Физические
- Химические
- Биологические
ФАКТОРЫ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
- Тяжесть труда
- Напряженность труда
Непосредственно сами исследования и измерения выполняются в испытательном центре или лаборатории, экспертом специализированной организации, который согласно полученным результатам по показателю опасности и (или) вредности определяет условия труда на всех рабочих местах по отдельности.
Этап шестой. Подведение итогов СОУТ и ознакомление с ними сотрудников.
Специализированная организация составляет соответствующий отчет о проведении СОУТ, который визирует вся комиссия в полном составе и утверждает председатель комиссии.
Результаты СОУТ действительны 5 лет с момента утверждения отчета о её проведении.
Работодатель обязан направить в адрес организации, проводившей СОУТ, копию Отчета в течение 3 рабочих дней со дня утверждения.
Затем под роспись в течение 30 календарных дней после утверждения Отчета работодатель ознакомляет коллектив с итогами оценивания условий труда на рабочем месте каждого из них. Работник обязан ознакомиться под роспись с результатами СОУТ на своем рабочем месте. Ознакомление является обязанностью и не имеет отношения к согласию или несогласию работника с итогом.
Работодатель обязан в течение 30 календарных дней после утверждения Отчета разместить на официальном сайте информацию об установленных классах и планируемых мероприятиях по улучшению условий труда.
По рабочим местам, для которых нежелательные производственные факторы не выявлены, либо по рабочим местам, отнесенным к 1 или 2 классу, работодатель в течение 30 рабочих дней подает в региональное подразделение Минтруда декларацию соответствия условий труда (ст. 11 закона 426-ФЗ, приказ Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н).
Также работодатель должен уведомить о результатах спецоценки ФСС РФ (подп. 18 п. 2 ст. 17 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…»). ФСС использует эту информацию для принятия решений о скидках или надбавках к страховому тарифу для данного работодателя.
Кроме того, специализированная организация заносит информацию о результатах СОУТ в государственную информационную систему (ст. 18 закона 426-ФЗ).
Этап седьмой. Передача итогов проведения СОУТ в соответствующий уполномоченный орган.
Организация, проводившая СОУТ, обязана с 01.01.2017 года отчитываться о проделанной работе в Федеральной государственной информационной системе и в Роструд, если проверка была выполнена до 01.01.2017 года.
Ответственность за не проведение специальной оценки
На этот вопрос ответ дает п. 3 ст.11 ФЗ № 421 от 28.12 2013 г, который внес соответствующие изменения в КоАП Российской Федерации.
Административный кодекс
До 31 декабря 2013 года
|
С 01 января 2014 года
|
ст. 5.27 Нарушение законодательства о труде и об охране труда
|
1.Ответственность
Наложение на должностное лицо административного штрафа от 1 до 5 тыс. рублей, на юридическое лицо – 30-50 тыс. рублей или временное приостановление деятельности на 90 дней.
|
1. Ответственность
Наложение на должностное лицо административного штрафа от 1 до 5 тыс. рублей, на юридическое лицо – 30-50 тыс. рублей.
|
2. Нарушение ст.5.27 должностным лицом уже привлекавшимся к ответственности за аналогичное административное нарушение.
Ответственность
Прекращение деятельности сроком от 1 года до 3 лет
|
2. Нарушение ст.5.27 должностным лицом уже привлекавшимся к ответственности за аналогичное административное нарушение.
Ответственность
Штраф для должностного лица – 10-20 тыс. рублей, для юридического – 50-70 тыс. рублей.
|
Ст.5.27 (1) Нарушение государственных требований ОТ, содержащихся в Федеральных законах и других нормативно-правовых актах РФ
|
|
1. Нарушение государственных требований ОТ, содержащихся в Федеральных законах и других нормативно-правовых актах РФ.
Ответственность
Штраф для должностного лица – 1-5 тыс. рублей, для юридического – 30-50 тыс. рублей.
|
|
2. Нарушение работодателем установленного ФЗ порядка выполнения СОУТ на рабочих местах либо ее неосуществление.
Ответственность
Штраф для должностного лица – 5-10 тыс. рублей, для юридического – 60-80 тыс. рублей.
|
|
3. Допуск к выполнению своих должностных обязанностей работников, не прошедших обязательные предварительные и периодические медосмотры.
Ответственность
Штраф для должностного лица – 10-20 тыс. рублей, для юридического – 80-100 тыс. рублей.
|
|
4. Допуск к выполнению своих должностных обязанностей работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по ОТ.
Ответственность
Штраф для должностного лица – 15-20 тыс. рублей, для юридического – 110-130 тыс. рублей.
|
|
5. Не предоставление сотрудникам необходимого количества средств индивидуальной защиты.
Ответственность
Штраф для должностного лица – 20-30 тыс. рублей. для юридического – 130-150 тыс. рублей.
|
|
6. Несоблюдение требований ОТ, предусмотренных государственными нормативами по обеспечению безопасности работников во время эксплуатации сооружений, зданий, оборудования и т.д.
Ответственность
Штраф для должностного лица – 5-10 тыс. рублей. для юридического – 50-70 тыс. рублей.
|
|
7. Нарушение государственных нормативов по охране труда лицом ранее уже привлекавшимся к ответственности за аналогичное административное нарушение.
Ответственность
Штраф для должностного лица – 30-40 тыс. рублей. для юридического – 100-200 тыс. рублей.
|
Уголовный кодекс
До 31 декабря 2013 года
|
С 01 января 2014 года
|
Ст.143 Нарушение правил по охране труда
|
Лицо, отвечающее за соблюдение правил охраны труда и нарушившее технику безопасности или другие правила охраны труда, в результате чего был по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью человека.
Ответственность
Штраф – до 200 тыс.рублей или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев или работами:
обязательными – сроком до 480 часов;
исправительными – сроком до 2 лет;
принудительными – сроком до 1 года или лишением свободы сроком на 1 год.
|
Лицо, отвечающее за соблюдение правил охраны труда и нарушившее их, в результате чего был по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью человека.
Ответственность
Штраф – до 400 тыс.рублей или лишение свободы до 1 года с лишением возможности занимать определенные должности.
|
Лицо, отвечающее за соблюдение правил охраны труда и нарушившее технику безопасности или другие правила охраны труда, в результате чего произошла смерть человека.
Ответственность
Принудительные работы – до 4 лет с лишением возможности заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности сроком до 3 лет.
|
Лицо, отвечающее за соблюдение правил охраны труда и нарушившее их, в результате чего по неосторожности произошла смерть человека.
Ответственность
Лишение свободы – до 4 лет.
|
|
Лицо, отвечающее за соблюдение правил охраны труда и нарушившее их, в результате чего по неосторожности произошла смерть двух лиц и более.
Ответственность
Лишение свободы – до 5 лет.
|
Специальная оценка условий труда – выгодна ли работодателям?
Результаты СОУТ определяют величину страховых взносов в ПФ РФ по дополнительному тарифу сотрудников, работающих в ВПФ и ОПФ. С реализацией нового закона планируется запустить следующий алгоритм, когда чем хуже будут условия, в которых работает сотрудник, тем взнос будет больше и наоборот. НО! В случае, когда не будут выявлены ВПФ и ОПФ, то работодателя полностью освободят от уплаты дополнительных взносов. Подтвердить безопасность условий труда, как раз и является основной задачей СОУТ!
В заключение обращаем внимание, что еще не во всех организациях, осуществляющих деятельность на территории Куйтунского района, и не у всех индивидуальных предпринимателей проведена специальная оценка условий труда и не на всех рабочих местах. Специальная оценка условий труда на сегодняшний день проведена на 2042 рабочих местах, на 799 рабочих местах еще проводится СОУТ. Остальные рабочие места еще подлежат СОУТ.
РАБОТОДАТЕЛИ: НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО ОБЯЗАННОСТЬ ОБЕСПЕЧИТЬ ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА, НО И ПРАВО ТРЕБОВАТЬ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ПРОВОДЯЩЕЙ, ОБОСНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ. ОТНЕСИТЕСЬ СЕРЬЕЗНО К СОУТ, ПОСКОЛЬКУ И ВАШИ ОШИБКИ, И ОШИБКИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ ОЦЕНКУ, МОГУТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ С РАБОТНИКАМИ.