28.07.2017
По состоянию на 28.06.2017 года на территории Иркутской области среди населения зарегистрировано 695 случаев отравлений, что на 82 случая меньше аналогичного периода прошлого года (6 мес. 2016 г. – 777). Вместе с тем, рост отравлений отмечается в Ангарском городском округе (+20 случаев), г.Черемхово (+16), г.Тулун (+6), Иркутский район (+4). Следует отметить, что по уровню отравлений алкоголем Иркутская область в 1 квартале 2017 года занимала 7 место среди 85 субъектов Российской Федерации, в т.ч. по уровню отравлений среди детей до 14 лет – 5 место, взрослых – 8 место, подростков – 14.
Основными причинами отравлений является употребление населением этилового спирта в высоких дозах (326 случаев – 46,9% отравлений произошли по этой причине). Употребление метанола послужило причиной отравлений в 1,9 % случаев (13 сл.), «другого неуточненного спирта» 51,2% (356 сл.).
Отмечается рост отравлений с летальными исходами: за 6 месяцев зарегистрировано 74 случая, что на 20 случаев больше аналогичного периода 2016 года (+37%). Увеличение количества летальных исходов в основном отмечается в г.Иркутске (+ 11 случаев) (таб. 1).
Основной причиной летальных исходов является употребление населением этилового спирта в высоких (летальных) дозах - 87,8% отравлений (65 случаев). Употребление метанола послужило причиной смерти в 8,1 % случаев (6 сл.), «другого неуточненного спирта» 4,1% (3 случая).
Высокие уровни алкоголизации населения Иркутской области являются не только основной причиной высокого уровня отравлений (7 место по Российской Федерации), но и одной из главных причин низкой продолжительности жизни населения Иркутской области (2015 г. - 78 место среди 85 субъектов Российской Федерации). Статистические данные свидетельствуют о наличии обратной сильной корреляционной зависимости (r=-0,9, p<0,001) между уровнем потреблением алкоголя и продолжительностью жизни населения Иркутской области, высоких уровней смертности населения трудоспособного возраста (в 1,4 раза (!) выше среднероссийского уровня), способствуют поддержанию высоких уровней социально-значимых, в т.ч. инфекционных, заболеваний, и смертности от них; сопутствующих хроническому алкоголизму асоциальных действий, правонарушений, снижения социального статуса и другим негативным последствиям.
Суммарные экономические потери вследствие алкоголизации населения Иркутской области в 2016 г. составляли 22,5 млрд.руб., т.е. более 2% валового регионального продукта.
На приоритетность в Иркутской области проблемы алкоголизма среди других проблем указывают сами жители нашей области. На то, что проблема алкоголизации населения в Иркутской области требует неотложного решения указали 62,6% респондентов (по результатам социологического исследования, проведенного Правительством Иркутской области и Антинаркотической комиссией Иркутской области). По степени приоритетности проблему алкоголизации жители Иркутской области поставили на 2 место после проблемы безработицы.
В настоящее время в Иркутской области высокий уровень доступности алкогольной продукции: по данным Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области на территории Иркутской области в течение 2016 года осуществляли реализацию алкогольной продукции 5515 магазинов, т.е. 1 торговая точка (магазин) приходится на 330 человек взрослого населения.
Как отмечает Министерство здравоохранения Российской Федерации масштабы алкоголизации населения напрямую зависят от степени доступности алкогольной продукции. В Европейском плане действий по сокращению вредного употребления алкоголя (п. 60) указывается на наличие прямой зависимости между степенью доступности алкогольных напитков и наносимым вредом обществу, в т.ч. уровнем алкоголизации, а также указано на высокую эффективность, в контексте профилактики и снижения масштабов алкоголизации общества, мер, ограничивающих доступность алкоголя для населения, а также связанных с этим медико-социальных последствий, в т.ч. смертности от отравлений алкоголем.
В соответствии с Концепцией государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. меры по «снижению доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени», «меры по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, усиление государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции» и другие являются важными составляющими комплекса мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.
Управление Роспотребнадзора по Иркутской области отмечает позитивные изменения, произошедшие в Иркутской области за последние годы благодаря введению в Российской Федерации и Иркутской области дополнительных мер по ограничению розничной продажи алкогольной продукции в зависимости от места продажи, времени продажи, установлению минимальных цен на алкогольную продукцию, а также запрета рекламы алкогольной продукции. В т.ч. за период 2011 – 2016 гг. зарегистрировано снижение уровня потребления алкогольной продукции в Иркутской области на 36%. Снизилось число случаев острых отравлений алкогольной и спиртосодержащей продукцией на 21,6%. Показатель первичной заболеваемости хроническим алкоголизмом снизился в 1,6 раза, в т.ч. среди молодежи 18-19 лет – в 2,9 раза (с 84 чел. до 24 чел.), 20-39 лет – в 1,4 раза (с 1175 чел. до 795 чел.). С 2012 года не регистрировались случаи заболеваемости хроническим алкоголизмом среди детей (в предыдущие годы – по 4- 6 новых случаев ежегодно). Не регистрировались случаи заболеваемости хроническим алкоголизмом среди подростков (2015 г. – 1 сл., в предыдущие годы (40 – 80 новых случаев ежегодно). Снизилась смертность населения трудоспособного возраста (на 12,4%). Увеличилась продолжительность жизни населения с 66,32 г. в 2012 г. до 67,37 в 2015 г.
Предотвращенный экономический ущерб (вследствие снижения масштабов алкоголизации и связанных с этим последствий) в 2016 году составил в Иркутской области 0,56 млрд.руб.
Следует отметить, что снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения (на 55%), создание условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции, ликвидация нелегального алкогольного рынка являются одними из главных индикаторов достижения результатов реализации Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года на втором этапе (2013 - 2020 годы).
Согласно данных Росстата, в Иркутской области на протяжении ряда лет 1 место в структуре розничных продаж алкогольных напитков занимает пиво. Также Иркутская область отличается от среднероссийского показателя бóльшим удельным весом продаж пива (Ирк.обл. - 89,6%, РФ - 77,8%. По показателю продаж пива на душу населения Иркутская область в 2016 году превышала уровень РФ на 15,2% и на протяжении последних 3 лет входила в число 15 регионов – лидеров по продажам пива.
Вместе с тем, пиво слабоалкогольные напитки и пользуются у молодежи большой популярностью, чему способствовала реклама в СМИ. Распространение рекламируемого употребления пива вызывает стимуляцию массовой алкоголизации среди молодежи. Следует учесть, что подростковый возраст является наиболее опасным в плане привыкания к употреблению алкоголя, развитию впоследствии алкоголизма, и связанных с этим негативных медико-социальных последствий. Научные данные свидетельствуют, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие регулярного приема пива либо слабоалкогольных напитков.
Таким образом, дальнейшее снижение уровня масштабов алкоголизации населения Иркутской области и связанных с этим негативных медико-социальных и экономических последствий требует комплексного, системного подхода, и в первую очередь, может быть решено за счет реализации в т.ч. следующих мер:
1. Усиление мер по противодействию незаконному обороту спиртосодержащей продукции и наркотических средств.
2. Дополнительное ограничение доступности алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива, в т.ч.:
2.1. Осуществление мелкооптовой и розничной реализации алкогольной продукции и пива только в специализированных непродуктовых магазинах)
2.2. Уменьшение количества торговых точек, реализующих алкогольную продукцию
2.3. Ограничение продаж алкоголя по времени (запрет продажи с 15.00 пятницы до 9.00. понедельника).
3. Организация и обеспечение контроля за запретом употребления алкогольных напитков и пива в образовательных организациях, в т.ч. в период проведения «Выпускных вечеров».
4. Продажа алкогольной продукции и пива только при наличии документа, удостоверяющего личность и возраст покупателя.
5. Формирование мотивации и создание условий для ведения здорового образа жизни в муниципальных образованиях, повышение доступности для населения возможности занятий физической культурой и спортом.
6. Повышение уровня и качества жизни населения.
7. Информирование населения о рисках, связанных с употреблением алкоголя соответствии приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 448 «Об утверждении Концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем».