28.04.2021
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В нашем детском саду «Тополёк» ведётся работа по повышению культуры педагогической грамотности семьи.
• информация для родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования.
• обеспечиваем открытость дошкольного образования;
• создаем условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживаем родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечиваем вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ заключили 2016 году соглашение с Родительским университетом. Определили задачи работы:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- Тематические выставки;
- Тесты, опрос на любые темы;
- Консультации специалистов;
- Семейные спортивные встречи;
- Почта доверия
- Открытые занятия для просмотра родителей;
- Родительская гостиная, клуб;
- День открытых дверей;
- Сайт ДОУ
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте необходимое направление, в развитии и воспитании ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;
6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал -
заведующая - специалисты).
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Совместная деятельность педагога и родителей положительно влияет на воспитанников. С 2016 года благодаря поддержке Иркутского регионального отделения «Союз женщин России» в ДОУ работает проект «Когда мы вместе мы сила» который реализуется в рамках регионального проекта «Родительский университет. С 2019 года в детском саду в рамках регионального проекта Родительский университет вместе с родителями реализуются два больших проекта « Воспитание ЗОЖ в семье» по здоровьесберагающему направлению и « Путешествие по реке времени» по патриотическому направлению.
Для реализации данных проектов в детском саду активно используем клубную форму работы:
- Клуб «Мой папа самый лучший» руководители воспитатели: Рудич Е.А. и Турлакова И.И.
На любых праздниках, мероприятиях, развлечениях участвуют мамы, мы решили впустить в детский сад пап. Воспитатели продумывают разнообразные мероприятия, так чтобы заинтересовать пап. Например как правильно научить сына собирать из конструктора машину или как приготовить салат для мамы на 8 марта т.д.
Клуб молодой семьи «Росток» руководители воспитатели: Лец Н.Д. и Патеева Н.П.
Всей своей работой сотрудники ДОУ показывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Для обучения молодых родителей привлекаем поколение бабушек и дедушек которые помогают в работе клуба «Росток» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций, игр) Иногда присутствуют все члены семьи, готовят заранее н\р – драматизация сказки, стихи читают, игры проводят начиная с младшей группы. Приглашаем специалистов – психолога, логопеда.
Клуб «Здоровый ребенок – счастливая семья» руководители воспитатели: Мирончук О.А., Шупрунова Н.А., инструктор по физической культуре Коломеец Л.П. на их счету уже много добрых дел и общественно значимых мероприятий. Целью клуба стало привлечение родителей к здоровому образу жизни, пониманию родителей важности приучить ребёнка к спорту, получить знания о спортивных секциях для дальнейшей адаптации к социуму.
В рамках Родительского университета в детском саду проводятся благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы. Акции «Береги землю», Акция «Гололёд».
Недавно мы поучаствовали в акции «Проснись родительское сердце».
Наши результаты работы неоднократно транслировались на сайте «Женщины Прибайкалья».
Благодаря работе Родительского Университета появилась возможность обогатить опыт работы по повышению педагогической культуры родителей, что не может не привести к самому главному – к счастливому детству наших ребятишек и их успеху в будущем. Мы постараемся научить родителей понимать ребенка, уважать его мнение и, конечно, любить своих детей. Девиз нашей работы по родительскому университету: Услышь меня мама и папа» и работа строится по проблеме детско-родительских отношений. Мы считаем, чем раньше родители и дети найдут взаимопонимание друг с другом тем меньше будет проблем в будущем. И нет секрета, одно из важных предназначений человека – быть родителем. А важнейшей задачей государственных и общественных институтов – создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения и семейного воспитания в российской Федерации, что позволит повысить пропаганду позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимость родительского просвещения, укрепить институт семьи и духовно- нравственные традиции семейных отношений.
Заместитель заведующего по ВР Тарасевич Т.С.