14.03.2022
Одной из современных инновационных форм работы с социумом в дошкольном образовании является волонтерская деятельность.
24 февраля 2022 года на базе МКДОУ ДСКВ № 3 «Солнышко» прошло районное методическое объединение, в рамках которого педагогический коллектив детского сада представил опыт работы по данному направлению.
Педагоги Басак Ольга Юрьевна и Саприкова Елена Анатольевна представили социально- педагогический проект «Мы вместе», в реализации которого принимает участие весь коллектив.
Проект работает в течение трех лет. Главная цель проекта - воспитание у детей желания помочь нуждающимся людям. В основу проекта положен принцип: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Педагоги рассказали, с чего начинали работу по данному проекту, как организовывались мероприятия, и какие трудности пришлось преодолеть.
«Показателями результативности работы, - отметила Ольга Юрьевна Басак, - служит положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности».
Также опыт работы педагогического коллектива МКДОУ ДСКВ №3 «Солнышко» представили педагоги Усольцева Наталья Андреевна и Капралова Светлана Алексеевна. Педагогами был представлен проект
«Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят». Данный проект разработан для детей старшей и подготовительной групп. Наталья Андреевна Усольцева обратила внимание на то, что проект разрабатывался на основе анализа работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Анализируя работу, педагоги пришли к выводу, что большинство акций шли от взрослых, но в современных условиях необходимо научить дошкольников самостоятельно проявлять инициативу. «Мы с ребятами, - рассказала Наталья Андреевна, - стали обсуждать: кто такие волонтёры, можем ли мы быть волонтёрами, какие добрые дела и поступки мы можем совершать? Дети стали предлагать свои варианты. Это и послужило толчком для создания в детском саду команды детского волонтёрского движения «Лучики добра», по основному принципу: «Уставшему помоги встать, старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу, и делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь».
Наталья Андреевна поделилась опытом, как совместно с ребятами создавали эмблему, придумывали девиз, и самый главный атрибут - флаг! Его символика показывает синее небо, на котором светит солнце, несущее добро и тепло наших маленьких рук.
Была организована торжественная церемония вступления в волонтёрское движение воспитанников старшего дошкольного возраста, которая проходила с участием представителя Добровольческого Спасательного отряда 111.62 р.п. Куйтун, Виноградова Ильи Алексеевича. Также Наталья Андреевна рассказала, какие добрые дела совершили маленькие волонтеры.
Федорова Ольга Сергеевна напомнила участникам методического объединения, что одно из требований ФГОС, которое должны выполнять педагоги, это создание условий для позитивной социализации детей, в частности, в детском саду «Солнышко» - как маленькие волонтёры планируют свою работу, как распределяют обязанности между собой, стоит отметить, что педагог учувствует в этом процессе как равный.
Ольга Сергеевна поделилась опытом, как создавалась «Почта добрых дел», какую роль принимали в этом дошколята, для чего она предназначена и как организована работа почты.
Учитель-логопед Силкина Елена Николаевна и воспитатель Камалеева Лариса Федоровна поделились опытом работы группы компенсирующей направленности. Все началось с виртуального письма, которое дети получили под новый год, из которого они узнали, что, если добрые дела сделаны от чистого сердца, они всегда вызывают радость, улыбку. Дети решили попробовать собирать улыбки, от которых на душе становится тепло. Детьми был создан «забор желаний», на котором появляются добрые улыбки с желаниями-обращениями к юным волонтёрам. По мере появления улыбок дети знакомятся с ними и спешат осуществить. О своих делах дети рассказывают в видеорепортажах.
Данная работа дала хорошие результаты, которые проявились в поведении детей, в отношениях детей к друг другу и взрослым, в желании помогать людям, птицам, животным. Дети почувствовали на себе, что такое милосердие и забота.
Педагог-психолог Прокопьева Наталья Степановна также поделилась приемами для воспитания у дошкольников чувства доброты, сострадания, милосердия.
Панковец Олеся Алексеевна отметила, что главная задача запуска детского волонтерства заключается в мотивации детей на волонтерскую деятельность и организации командной работы. То есть необходимо выяснить, чем любят заниматься дети, кому и какую помощь могут оказать? Таким образом, из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, формируем команду. Большую помощь в этом может оказать квест-игра, это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
Не остаются в стороне от волонтерства воспитанники младших групп. Так, педагоги Покацкая Анна Николаевна и Рыкова Елена Валериевна рассказали, как сегодня дети средней группы готовятся стать волонтерами. Для этого в группе создано «дерево добрых дел», на котором созревают фрукты «добра». За каждое доброе дело ребята получают яблоки, которые прикрепляют на дерево. Дети получают свои яблочки за все хорошие дела. Родители являются активными помощниками своим маленьким волонтерам, утром приходя в группу, они пишут на фруктах, как ребёнок помогал дома, и фрукт появляется на дереве. Это помогает формировать у детей такие качества, как самооценка, самоконтроль, добродушие, а также сопереживание и другие нравственные качества. На наш взгляд, это главные качества волонтера.
Педагоги второй младшей группы Панковец Марина Александровна и Андреева Мария Вячеславовна поделились тем, как уже сегодня они воспитывают в малышах качества будущих волонтеров.
Так как наши дети пока еще не могут быть волонтерами, рассказывает Андреева Мария Вячеславовна, мы -педагоги младшей группы, вступив в ряды волонтёрского движения нашего детского сада, стали задаваться вопросами - как научить детей с младшего возраста любить, быть добрыми, приходить на помощь? А как же помочь детям научиться помогать другим и быть милосердными? Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Мы стали проводить беседы с нашими воспитанниками о добре и зле, о взаимопомощи и бездействии. Самым главным в данном воспитательном процессе является пример педагогов, воспитанников старших групп и родителей нашего детского сада. Именно пример старших дошколят нашего детского сада и педагогов послужил толчком и вдохновением для организации такой работы.
Посмотрев видеофильм о вступлении в ряды старших дошкольников и своих педагогов, наши ребята стали задавать вопросы - кто такой волонтёр? Чем он занимается? И как им стать? Чтобы ответить на все эти вопросы, у нас родилась идея создания долгосрочного проекта, и назвали мы его «Маленькие помощники». Теперь у нас есть наш девиз «Твори добро на всей земле», ребята вдохновились добрыми делами старших дошкольников, о которых рассказывают нам в видео и фото - посланиях старшие дошколята.
Также ребята - волонтёры из старшей группы обратились к нам с призывом об изготовлении кормушек для птиц. Мы, педагоги и наши воспитанники, приняли просьбу и совместно с родителями смастерили кормушки. С начала реализации проекта, в группе образовался «Круг добра», на котором мы с ребятами обсуждаем добрые дела старших волонтёров и добрые дела в нашей группе среди сверстников, помощь в своей семье (маме, бабушке), окружающей нас природе (кормление птиц, уход за растениями и домашними животными), и после обсуждения мы строим планы на будущее. Вместе с ребятами фиксируем все свои добрые дела в «Книге добра».
В режимных моментах ребята стараются оказать любую помощь своим сверстникам по группе. А если фотография нашего маленького помощника попадает на стенд «Звезда недели», мы все очень гордимся этим, а ребята проявляют еще большее рвение в помощи и исполнении добрых дел! «Мы только в начале пути, и наши добрые дела еще пока маленькие, но мы верим и стремимся к тому, что они вырастут вместе с нами»- такими словами завершила свое выступление Мария Вячеславовна.
Опытом работы по созданию Эко-волонтерства поделились педагоги центра образования «Альянс»: Шинкевич Любовь Анатольевна, Перфильева Ксения Васильевна. Педагоги рассказали, что движение дошкольников основано на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства. Волонтерское движение было выбрано неслучайно, так как проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание неравнодушных людей, любящих родную природу и способных встать на её защиту.
Для осуществления волонтерской деятельности был разработан проект «У природы есть друзья – это мы и ты, и я!», который реализуется в детском саду центра образования «Альянс».
Проект предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей об окружающем мире.
Организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств: милосердия, ответственности, самостоятельности, оптимизации детско-родительских отношений.
Программа дня была насыщенной и содержательной. В работе заседания районного методического объединения приняли участие 36 педагогов дошкольных образовательных учреждений района. Состоялся профессиональный разговор, обмен опытом работы, выстроена линия работы по организации волонтерского движения в дошкольных образовательных учреждениях.
Информационно-методический отдел
МКУ «Центр ППиФСОУ КР»,
МКДОУ ДСКВ №3 «Солнышко»