15.04.2021
В Куйтунском районе с каждым годом увеличивается количество случаев хищения денежных средств с банковских карт путем обмана с использованием средств мобильной связи (в ходе телефонного разговора) и методов социальной инженерии (вступление с потерпевшим в доверительные отношения в ходе телефонного разговора). В 2020 г. возбуждено 10 уголовных дел. Ущерб потерпевшим составил более 2 млн. 460 тыс. рублей. За три месяца 2021 г. возбуждено 2 уголовных дела, с ущербом более 210 тыс. рублей.
Цель преследуемая преступниками – получить сведения о персональном идентификационном номере (ПИН) банковской (кредитной) карты, с помощью которого они могут осуществить хищение денежных средств со счёта держателя карты.
На сегодняшний день установлены следующие основные способы хищения пин-кода и другой информации о кредитной карте держателя:
1. Злоумышленники на телефонный номер абонента направляют СМС - сообщение следующего содержания: «Ваша карта заблокирована. Для разблокировки необходимо позвонить по номеру …..». После получения данного сообщения граждане, не обращаясь в офис банка для проверки достоверности полученной информации, не принимая мер по обращению в службу клиентской поддержки с помощью телефонного звонка, перезванивают по указанному в СМС - сообщении номеру.
Преступники представляются «сотрудниками службы безопасности банка» или иным банковским служащим. Под предлогом разблокирования карты, они получают у гражданина сведения, о факте подключения к его счету услуги «Мобильный банк», если такая услуга подключена, обманным путем выясняет у держателя номер банковской карты, срок ее действия (в некоторых случаях фамилию и имя указанные на лицевой части банковской карты) и персональный код (либо код указанный на оборотной стороне банковской карты). Затем, под предлогом разблокирования, от потерпевшего получают согласие на осуществление операций по карте, и через Интернет похищают деньги с его счета путем безналичного перевода на другие счета.
В случае отсутствия подключенной услуги «Мобильный банк», мошенники в ходе телефонного разговора предлагают гражданину подойти к ближайшему банкомату и осуществить ряд неких операций, вводя его в заблуждение и переводя деньги на абонентские номера телефонов сотовой связи, либо на другие банковские счета.
Фиксировались случаи, когда потерпевшие выезжали за пределы Куйтунского района в другие города Иркутской области, для осуществления перевода денежных средств мошенникам, за свой счет на такси из удаленных населенных пунктов приезжали в р.п. Куйтун для осуществления банковских операций, находясь в режиме постоянного телефонного разговора с мошенниками.
Такие преступления становятся возможными в связи с безразличным отношением граждан к последствиям сообщения злоумышленникам данных своих банковских карт.
Уважаемые граждане! Ни одна организация, включая банки, а также физические лица, не вправе требовать ПИН-код или реквизиты вашей банковской карты, а Вы не обязаны сообщать, кому бы то ни было, вышеуказанные сведения.
2. Другим видом хищения денежных средств с банковских карт является копирование магнитной полосы (скиминг). Мошенники для этого используют специальное оборудование, которым подменяется отверстие банкомата для приема банковской карты. С помощью него считывается информация с магнитных полос банковской карты.
Либо это может быть специально изготовленная клавиатура, которой закрывают существующую клавиатуру на банкомате. При введении держателем карты пин-кода, дополнительно установленное устройство сохраняет и передаёт информацию, через радиосигнал, с помощью радиопередатчика который установлен на скиминговом оборудовании.
Одним из способов получения пин-кода является установка сторонних видеокамер на банкоматах (как правило, расположенных за пределами офиса кредитного учреждения). Преступники после получения необходимых данных изготавливают копию банковской карты и через банкоматы получают наличные денежные средства, то есть похищают денежные средства с чужих счетов.
3. Преступники воспроизводят звонок автоинформатора, получив который владелец карты информируется о следующем:
- автоответчик предупреждает держателя карты, что с нее производятся мошеннические действия, и указывает на необходимость перезвонить по конкретному номеру телефона. Лицо, принимающее звонки по указанному автоответчиком номеру, часто представляется несуществующим именем от кредитной организации (банка);
- когда по этому номеру потерпевший перезванивает, ему отвечает запрограммированный голос, сообщающий, что необходимо пройти сверку данных и ввести номер банковской карты с клавиатуры мобильного устройства;
- после введения номера, мошенник становится обладателем всей необходимой ему информации (номер телефона, полное имя, адрес);
- после чего злоумышленник получает дополнительную информацию, такую, как ПИН-код, номер банковского счета, срок действия карты и.т.п.
4. Хищение с использованием приложения «Мобильный банк», предоставляемого банком, (как правило является платной услугой), устанавливаемого на телефон абонента (то есть подключаемого к абонентскому номеру), которое посредством СМС-сообщений уведомляет владельца о движениях средств по его счету банковской карты.
С использованием приложения «Мобильный банк», хищения происходят обычно при утрате владельцем принадлежащего ему телефона или «сим»-карты к которой была подключена вышеуказанная услуга. При утере гражданином номера телефона, мобильный оператор перепродает абонентский номер другим лицам, которые при подключении сим карты сразу получают СМС-сообщение по «Мобильному банку» предыдущего владельца. Таким образом, новый владелец Вашего «бывшего» абонентского номера с помощью данной услуги может переводить денежные средства на свой телефон. В дальнейшем мобильный телефон отключается, симкарта уничтожается.
Как избежать хищения Ваших денежных средств с банковской карты
- никогда и никому не сообщайте ПИН-код, не фиксируйте его на бумаге, не храните рядом с картой.
- закрывайте от посторонних клавиатуру банкомата, посторонних - попросите отойти, эффективнее всего, одной рукой закройте сверху клавиатуру (в целях недопущения видеозаписи процедуры доступа), а другой введите пин-код, либо используйте бесконтактный способ снятия наличных денежных средств.
- снятие наличных денежных средств осуществлять в банкоматах, которые расположены либо в офисах Банка, либо рядом с офисами банков.
- не пользуйтесь помощью незнакомцев при возникновении проблем в работе с банкоматом - сразу звоните в клиентскую службу банка, телефоны которой, указаны на банкомате.
- при возникновении вопросов по расчетам по банковской карте, позвоните в Клиентскую службу или обратитесь к сотрудникам банка.
- в случае утраты банковской карты или возникновения подозрений, что данные карты стали известны третьим лицам, незамедлительно позвоните в банк и заблокируйте карту.
- Если вы подключены к сервису «Мобильный банк», то блокировку карты можно сделать и при помощи СМС, отправив короткое сообщение на специальный номер.
- В банке, который выдал вам карту, подключить услугу «СМС-информирование». После подключения, о всех операциях по вашей карте из банка придёт СМС-сообщение на ваш мобильный телефон. Подключение услуги позволит постоянно контролировать операции со счетом банковской карты.
- В некоторых кредитных учреждениях (банках) появляются новые способы идентификации клиентов, с помощью системы распознавания голоса, что безусловно, в дальнейшем может повлечь возникновение новых видов мошенничества с помощью записи Вашего голоса. В целях недопущения создания условий мошенникам для хищения Ваших денежных средств, необходимо тщательно обдумывать необходимость предоставления кредитным учреждениям (банкам) биометрических данных (в т.ч. записи Вашего голоса) при подключения данного вида услуги, в дальнейшем гражданам необходимо контролировать телефонные разговоры с посторонними лицами, которые могут являться злоумышленниками, и без Вашего согласия осуществлять запись Вашего голоса (утвердительные ответы) для дальнейшего её использования в преступных целях.
Заместитель прокурора
Куйтунского района
младший советник юстиции Е.С. Струнковский