20.12.2021
В силу ст. 33 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральным законом № 59-ФЗ установлен порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе, органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также организациями, осуществляющими публично-правовые функции. Необходимо отметить, что к лицам, осуществляющим публично-значимые функции относятся органы и организации осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обязанность таких организаций по рассмотрению обращений граждан предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования. Вместе с этим, положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями не распространяются.
Одновременно с этим, отмечаем, что управляющие, ресурсоснабжающие и другие компании, которые осуществляют производство работ, оказание услуг, являющиеся для граждан жизненно необходимыми (например, электроснабжение) обращения граждан в порядке и сроки, предусмотренными Федеральным законом № 59-ФЗ, не рассматривают.
Статьей 10 Федерального закона № 59-ФЗ для органов государственной власти, должностных лиц установлены требования к рассмотрению обращений. Так, согласно ч. ч. 1, 4 указанной статьи государственный орган, должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения по всем доводам, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение. При этом, граждане в силу п. 5 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ имеют право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица (ч. 1 ст. 9, ст. 12 Закона № 59-ФЗ).
Законодательством субъекта РФ могут быть предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, направляемых в органы государственной власти субъектов РФ. Кроме того, такие обращения и ответы на них по требованию заявителя размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».
За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 5.59 КоАП РФ. Совершение указанного правонарушения влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.
Вместе с этим, отмечаем, что возбуждение производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным указанной статьёй, относится к исключительной компетенции прокурора.
В случае если Ваше обращение не рассмотрено либо рассмотрено с нарушением сроков или не по всем доводам, то Вы вправе обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением.
Помощник прокурора
Куйтунского района
юрист 3 класса А.Р. Пузанков