24.03.2023
«Педагог-это человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков, болезни»
А.В. Луначарский
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.
Согласно толковому словарю В.Даля педагог-это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей, молодёжи. Наставник, согласно толковому словарю Ожигова-учитель и воспитатель, руководитель.
Предлагаем вашему вниманию подборку документов о некоторых фактах из истории народного образования в Куйтунском районе, подготовленную начальником архивного отдела управления по правовым вопросам, работе с архивом и кадрами администрации муниципального образования Куйтунский район Е.В. Хужеевой.
Из газеты «Коммунар» №39 от 25 августа 1930 года: « Опыт прошлого года доказал необходимость своевременной подготовки кадров ликбезработников. Задача района покончить с ликвидацией неграмотности в 1930-31 уч.году- потребует 47 ликвидаторов, лучших работников общественников в деревне, задача которых не только ликвидировать техническую неграмотность, но и политическую…С 15-го августа с.г. проводятся районные курсы ликвидаторов неграмотности. Образование поступающих должно быть не ниже 8-милетки. Ставка зарплаты ликвидатора, приравнена к учительской, Заявление принимает Районо. Инспектор ликбеза Н.Королёв.» (Ф.Р-69,оп.1,д.1а,л.47об.).
Из газеты «Коммунар» №6 от 26 января 1935 года: « Постановлением правительства и партии все учителя, не имеющие специального образования, обязываются получить это образование. Президиум райисполкома установил для учителей начальной школы обучение в объеме педтехникума и неполной средней школы. Окончившие неполную среднюю школу, к 1 июля 1938 года должны получить знания в объеме педтехникума, а не окончившие Н.С.Ш. к 1 сентября 1935 должны окончить её. Лучшей формой учебы является заочное обучение. Этой формой в нашем районе охвачено 52 педагога. Заочники, как правило, занимаются неплохо. На зимней сессии заочники нашего района принимали активное участие, лучшие из них т.т. Фетисов и Мажаров Нижнеудинским педтехникумом премированы.» (Ф.Р-69,оп.1,д.1е,л.6).
Из газеты «Коммунар» №77 от 12 сентября 1936 года: « Районное собрание учителей членов профсоюза, 26 августа, обсудив вопрос о ликвидации неграмотности, приняло решение обучить в 1936,1937 учебном году силами учителей не меньше 500 неграмотных и 600 малограмотных. Кроме этого выделить 50 методистов для оказания систематической помощи культармейцам. Собрание обязало всех профуполномоченных и председателей сельских комитетов организовать обучение технических работников школ, чтобы к концу 1936 года все неграмотные были обучены. На этом же собрании учительница Уянской школы Попова М.В. обязалась обучить 30 неграмотных, учительница Кундуйской школы Терехова Е.П. взяла обязательство обучить 50 человек. Учитель Дударев обязался обучить 25 человек, учитель Батурин-15 человек. Учителя Илийской школы дали обещание своими силами завершить ликвидацию неграмотности в Илийском сельсовете.» (Ф.Р-69,оп.1,д.1ё,л.135 об.).
Из газеты «Коммунар» №77 1 сентября 1940 года: «26 и 27 августа в Доме соцкультуры с.Куйтун проходило совещание учителей начальных, неполно-средних и средних школ района. Совещание заслушало зав. райОНО т. Татаринова «Об итогах работы школ за 1939-40 г.г. и задачи нового учебного года». В своём докладе т. Татаринов отметил, что с момента введения всеобщего начального образования по настоящее время в нашем районе число школ возросло с 62 начальных и 2ШКМ до 73 начальных, 7 неполносредних и 2 средних школы. Число учащихся возросло с 6120 человек до 10524 человека. В 1933-34 учебном году в школах района было 186 учителей, сейчас число учителей увеличилось до 298 человек. Значительно возросла и их квалификация. Если в 1933-34 учебном году учителей со средним образованием было 27 процентов и 73 процента с незаконченным средним образованием, то теперь имеем 34,4 процента с законченным и 57,8 процента с незаконченным средним образованием, обязательно прослушавших 10-ти месячные учительские курсы… Докладчик отметил ряд учителей, которые благодаря упорной работе над собой и большевистского отношения к воспитанию детей в коммунистическом духе , добились стопроцентной успеваемости. Например учительница 3 класса Уянской НСШ т.Шульгина А.И. участница 2-го съезда учителей-отличников, за стопроцентную успеваемость премирована облОНО. Стопроцентной успеваемости добились учителя: т.Дудинов В. И Попова М.(Уянская НСШ), Комина Е.(Карымская НСШ), Беломестных (Ленинская НСШ) и др. Всего по району учителей отличников насчитывается 40 человек…» (Ф.Р-69,оп.1,д.1 з, л.131).
Из газеты «Коммунар» №101 от 23 августа 1957 года: « На районном совещании учителей с большой любовью говорили об учительнице Бузулукской начальной школы Н.К.Федотовой. Она занимается одна с четырьмя классами. Для посвящённых в дело педагогического труда ясно, какие трудности стоят перед учителем однокомплектной школы. И надо обладать поистине неистощимой энергией, чутким сердцем, быть влюблённым в своё дело, чтобы одновременно обучать и воспитывать детей четырёх классов, находить время для руководства несколькими кружками, заниматься с пионерами и работать среди населения. Учительница начальных классов Ленинской средней школы А.С.Бубнова снискала всеобщее уважение как замечательный мастер своего дела, человек большой души, для которого работа с детьми-цель и счастье всей жизни. Заслуженная учительница РСФСР Блинова А.М., преподаватель русского языка и литературы тов.Заугаров, преподаватель математики А.Л.Кириллов, учителя т.т. Недодина, Дворниченко, Гоголева, Ацциферова и многие другие энтузиасты своего дела составляют честь и гордость учительства района.» (Ф.Р-69,оп.1,д.6,л.192 об.).
Из газеты «Коммунар» №104 от28 августа 1960 года: «С докладом «Первые итоги перестройки работы школ района в истекшем учебном году и задачи на 1960-1961 учебный год» выступил заведующий Куйтунским районо тов. Ю.П. Кащеев. В своём докладе т.Кащеев говорил о переводе школ района от всеобщего семилетнего к всеобщему восьмилетнему образованию. План по всеобучу район не выполнил, вне школы остались 76 учащихся, а всего в районе осталось 220 учащихся, причина-неуспеваемость. Опыт работы передовых школ района показывает, что только при активной помощи общественности можно добиться полного осуществления всеобуча и ликвидировать отсев учащихся. Из 93 школ района успешно справились со всеобучем 43 школы. Такие школы, как Тулинская, Завальская, АН-Заводская, Таганская, Аршанская, Алтайская, Бузулукская, Листвянская, выполнив закон о всеобуче, сумели сохранить всех учащихся. Руководители этих школ сумели привлечь к этому делу депутатов Советов, комсомольские и родительские комитеты повседневно занимались улучшением учебно-воспитательной работы в школе. Прошедший учебный год показал, что большинство учителей и руководителей школ поняли сущность перестройки. Основное внимание при этом обращали на качество преподаваемых учебных предметов. Хорошо организуют процесс обучения учащихся учителя Сепп, Зюзина, Ступин, Наделяев, Анциферов (Барлук), Лисовская, Сизых, Коршунова, Селиверстова (Куйтун), Первых, Шегутова, Блинова (Уян), Макарова (поселковая), Барахтенко, Филиппенко, Шилков (Чеботариха), Сазонова, Полякова (2 отделение), Яковлева, Петрушина (Ядинская начальная школа), Дворниченко, Павленко, Якомович, Бурунко (Харикская средняя школа), Гусева из Ленинской средней школы три года не имеет второгодников по русскому языку. Работа этих учителей оценивается не только высоким процентом успеваемости, но и качеством знаний.» (Ф.Р-69,оп.1,д.9,л.204 об).
Из газеты «По ленинскому пути» № 118 от 6 октября 1973 года: «В нашем районе самоотверженно трудится большая армия квалифицированных, любящих своё дело педагогов. Трепетно, уважительно мы всегда называем имена лучших из них, отдавших школе не один десяток лет своей жизни, тех, кто оставляет в душе детей неизгладимый след не только широтой своих знаний , умелым подходом к ним, но и всем своим светлым человеческим обликом. Кому не знакомо имя директора Тулинской средней школы Прокопия Николаевича Каменецкого, отличника народного просвещения СССР, инспектора РОНО Якова Васильевича Гуткевича, учителей Куйтунской средней школы Анастасии Александровны Лисовской и Дианы Филипповны Сепп, заведующей Ленинской начальной школой Надежды Ивановны Петренко, учительницы этой же школы Екатерины Ивановны Акуловой, учительницы Куйтунской восьмилетней школы Натальи Васильевны Токаревой и других. Их повседневный творческий труд постоянно направлен на совершенствование методов и поиски новых примеров обучения и воспитания ребёнка. Каждое их слово, поступок будит и воспитывает в них лучшие черты человека нового общества. Доброму примеру ветеранов-педагогов следуют молодые учителя А.Г.Алюнина, и Г.М.Корень из Куйтунской средней, Л.М.Панковец из Куйтунской восьмилетней, О.Г.Шпонарская из Барлукской и многие другие. Хочется сказать и о той огромной общественно-политической работе, что ведут наши учителя на селе. Большинство их- великие труженики. Они – активисты партийно-комсомольской и профсоюзной работы. Они-лекторы и политинформаторы, пропагандисты и агитаторы, распространители и активисты печати, самодеятелные артисты и затейники. И советское правительство, партия наша высоко ценит их труд. Только юбилейной медалью «За доблестный труд». В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» награждено более 100 учителей, многие имеютя значок «Отличник народного просвещения», почётные грамоты. Немало учителей награждены орденами и медалями. (Ф.Р-69,оп.1,д.22,л.229).