19.03.2015
Только вместе на потребительском рынке можно навести порядок
В межпоселенческой библиотеке 12 марта состоялся круглый стол под девизом «Сфокусируем права потребителей на здоровом питании», посвященный Дню защиты прав потребителей. На встрече присутствовали Ирина Умнова, начальник отдела торговли и бытового обслуживания администрации муниципального образования Куйтунский район, Ольга Доголь, заместитель начальника ТО ТУ Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Тулуне, в Тулунском и Куйтунском районах, Галина Гулькова, специалист-эксперт ТО ТУ Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Тулуне, в Тулунском и Куйтунском районах, предприниматели, потребители.
По словам ведущей круглого стола Натальи Плющевой, библиографа межпоселенческой библиотеки, большинство граждан часто сталкиваются с товарами и услугами ненадлежащего качества. В таких ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но не всегда знают, какие их права нарушены, и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно мог защитить свои права, в нашей стране 23 года назад был принят Закон «О защите прав потребителей». Что же это за права? Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей», потребители имеют следующие права:
- На просвещение в области защиты своих прав;
- На надлежащее качество товаров;
- На безопасность товаров;
- На информацию;
- На возмещение морального вреда;
- На судебную защиту;
- На государственную, общественную защиту.
Так что же нужно знать потребителю, чтобы правильно действовать в случае нарушения его прав?
В рамках мероприятия Галина Гулькова познакомила с актуальными вопросами в сфере защиты прав потребителей и применении российского законодательства . Прозвучало, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки, потребовать замены на такой же товар другой марки с перерасчетом покупной цены, потребовать соразмерное уменьшение покупной цены, потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление или же отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной суммы за товар.
Из этого правила есть исключения – это технически сложные товары: телевизоры, системные блоки, ноутбуки, фото и видеокамеры и др.
В отношении таких товаров потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от покупки и потребовать возврата уплаченной за товар суммы или предъявить требование о его замене в течение пятнадцати дней со дня покупки. По истечении срока указанные требования подлежат удовлетворению в нескольких случаях. (Ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей).
Что же касается качественного товара, который просто не подошел, то покупатель вправе в течение 14 дней с момента покупки обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Если же необходимый для обмена товар отсутствует, то продавец должен вернуть покупателю деньги.
Однако существует ряд товаров, не подлежащих обмену или возврату. Это предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, изделия из драгоценных металлов и др.
О правах потребителей на здоровое питание в своём выступлении поведала Ольга Доголь. По её словам, «Закон о защите прав потребителей» обязывает производителей информировать потребителей о ряде наиболее важных характеристик пищевого продукта. Выбирая в магазине продукты питания, потребители в основном обращают внимание на внешний вид продукта, срок годности и, разумеется, цену. Однако не обращают внимания на информацию об изготовителе, о составе продукта, пищевой ценности и другие данные, указанные на упаковке.
Закон РФ «О защите прав потребителей» однозначно закрепил правило о том, что информация должна предоставляется потребителю на русском языке. Это правило распространяется и при продаже товаров импортного производства. Отсутствие информации на русском языке следует рассматривать как не предоставление информации.
Ведя речь непосредственно об объектах торговли и общественного питания Куйтунского района, Ольга Доголь отметила, что за период 2014 года было проведено 65 проверок объектов торговли и общественного питания, из них 18 – внеплановых. По жалобам потребителей проведено 4 проверки. Вынесено 67 штрафов на сумму 178 тыс. рублей. Среди нарушений преобладают реализация продуктов с истекшим сроком годности, реализация продукции без маркировки о сроках годности, о дате выработки, отсутствие медицинского осмотра, неудовлетворительное санитарное состояние торговых точек, нарушение правил хранения продуктов питания, отсутствие сопроводительных документов. В суд за нарушение требований Закона о защите прав потребителей направлено 10 протоколов.
Опыт работы по защите прав потребителей в Куйтунском районе обобщила начальник отдела торговли и бытового обслуживания Ирина Умнова. Гражданам, которые обращаются в отдел, оказывается консультативная помощь в составлении претензий, заявлений. В более сложных вопросах обращаются в ТО ТУ Роспотребнадзора в г. Тулун, непосредственно к Г.Н. Гульковой. В 2014 году таковых обращений было 10. Все они решены в досудебном порядке в пользу потребителя.
Почему в торговых точках Куйтунского района цены как на продукты питания, так и на продовольственные товары выше, чем в соседних городах Тулуне и Саянске? - этот вопрос был задан одним из участников круглого стола. Как пояснила Ирина Анатольевна, с 1996 года в России установлены свободные цены. Стоимость того или иного товара зависит от того, по какой цене он приобретен у поставщика. Зачастую один и тот же продукт, приобретенный у разных поставщиков, имеет разную цену. Но имеется определенный перечень социально-значимых продуктов, наценка на которые не должна превышать более 30%. С целью контроля цен на социально-значимые продукты проводятся проверки: в торговых точках запрашиваются накладные на социально-значимые товары, высчитывается средняя наценка. Если же выявляется, что наценка на социально-значимые продукты составляет более 30%, то владельцу торговой точки прокуратура выносит предписание. Зачастую товар перепродается через несколько рук, и каждый продавец делает свои накрутки. Этот фактор в большей мере и влияет на ценообразование. К сожалению, на сегодняшний день нет такого законодательного документа, контролирующий так называемый потолок цен.
Во время встречи участники круглого стола смогли задать вопросы специалистам, чья деятельность непосредственно связана со сферой торговли, и получить разъяснения, как говориться, из первых уст. Обсуждались непростые проблемы, касающиеся как стоимости, так и качества товаров, и говорить о них нужно как можно чаще. Потому что в жизни встречаются разные ситуации, и нужно быть готовыми к их решению. Для этого необходимо не только знать законы, но и уметь ими пользоваться, не оставлять без внимания, когда тебя обсчитывают, хамят, сообщать о недоброкачественной продукции в контролирующие органы. И, как прозвучало из уст ведущей круглого стола Натальи Плющевой, самое главное, действовать всем вместе, только тогда на потребительском рынке России будет порядок.