04.04.2022
В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный вред.
В силу закона уполномоченные органы, на которых возложена обязанность по контролю соблюдения организациями, должностными лицами, хозяйствующими субъектами требований законодательства в области охраны окружающей среды, при выявлении нарушений в сфере природоохранного законодательства обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности, в том числе, гражданско-правовой.
Одним из негативных последствий несоблюдения требований природоохранного законодательства является причинение вреда животному миру (охотничьим ресурсам) и среде их обитания. В данном случае гражданско-правовая ответственность является одним из средств защиты охраны окружающей среды и заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне моральный или имущественный вред, причиненный животному миру в результате нарушения природоохранного законодательства.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Под гражданско-правовая ответственностью за нарушение лесного законодательства принято понимать обязанность субъектов лесного законодательства, основанную на нормах лесного права, претерпевать неблагоприятные последствия личного или материального характера за совершение правонарушений и преступлений в области использования и охраны лесов. Ответственность возникает при наличии противоправного поведения, вредных последствий, причинно-следственной связи между действием и наступившими последствиями, а также вины правонарушителя.
Одним из эффективных способов устранения нарушений закона в сфере лесопользования является возложение в судебном порядке по искам надзорных органов на виновных лиц обязанности провести в установленный срок природоохранные мероприятия. Целью возложения судом на виновное лицо такой обязанности является возмещение в полном объеме Государственному лесному фонду РФ, животному миру причиненного вреда (в результате незаконных рубок лесных насаждений, незаконной охоты, непроведения очистки лесных участков от порубочных остатков, нарушения порядка складирования древесины, непринятия мер по обеспечению пожарной безопасности в лесах и т.д.).
При этом, в соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Заместитель прокурора
Куйтунского района
младший советник юстиции С.В. Ханхашкеева