История КДН и ЗП в России и Иркутской областиПроблема детской беспризорности и безнадзорности в России существовала всегда. В начале XVIII века борьба с попрошайничеством и бродяжничеством детей, строительство социальной инфраструктуры (богоделен, больниц, сиротских домов) были важными направлениями зарождающейся системы государственного призрения. Численность беспризорников, сирот резко возрастала в период войн и катаклизмов, когда разрушались общественные и семейные связи. В конце 19 века общественность России впервые стала обращать внимание на отдельные преступные проявления среди несовершеннолетних. Однако профилактикой детской преступности активно стали заниматься лишь после революционных событий, а более системно - после второй мировой войны.
С первых дней установления советской власти главными факторами в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних были признаны воспитательная и предупредительная работа.
31 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал декрет, положивший начало проведению в жизнь социального воспитания.
Отныне несовершеннолетние признавались «детьми республики» и забота о ребенке стала «прямой обязанностью государства».
14 января 1918 года был принят «Декрет о комиссиях для несовершеннолетних», определивший курс молодого государства на социальное воспитание детей и подростков. Вновь созданные комиссии для несовершеннолетних находились в ведении Народного комиссариата общественного призрения и состояли из представителей трех ведомств: Наркомата общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательно в состав комиссии включался врач. Суды и тюремное заключение для несовершеннолетних были упразднены, заключенные малолетние преступники освобождены. Все уголовные дела о преступлениях подростков были изъяты из компетенции судов и переданы Комиссиям по делам несовершеннолетних, в компетенцию которых также входила работа по спасению голодающих детей, ликвидация беспризорности, создание специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей, направление несовершеннолетних в одно из убежищ Народного Комиссариата общественного призрения.
В марте 1920 года по губерниям рассылается постановление Наркомата образования о необходимости создания специальной детской милиции, скорейшей организации бесплатного питания беспризорников и их лечения.
4 марта 1920 года СНК РСФСР был принят Декрет «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». Этим решением было установлено, что несовершеннолетними считаются лица обоего пола, не достигшие 18-летнего возраста. В нем вновь подтверждалась основная идея Декрета СНК от 14 января 1918 года о том, что все дела об общественно опасных деяниях несовершеннолетних подлежат ведению комиссии по делам несовершеннолетних, которые должны были рассматривать такие дела и определять меру воздействия за то или иное деяние. Однако в связи с тем, что в силу огромного количества беспризорных детей и высокого уровня преступности среди несовершеннолетних, совершавших и особо опасные преступления и не желающих исправляться, только комиссии для несовершеннолетних не могли с этим справиться, Декрет указал, что «при рассмотрении дел о несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет, если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, дело передается комиссией в Народный Суд» для назначения уголовного наказания. Эта идея нашла свое подтверждение в Инструкции Комиссиям по делам о несовершеннолетних, которая была принята межведомственным постановлением Наркоматов: здравоохранения, просвещения, юстиции 30 июля 1920 года и направлена в губернские и уездные отделы народного образования. Согласно Инструкции Комиссии по делам несовершеннолетних организовывались губернскими уездными Отделами Народного Образования при секциях Правовой Защиты Детей или при Подотделах Охраны Детства, в их состав входили: председатель-педагог, (представитель Отдела народного образования), врач и народный судья. Каждая Комиссия должна была иметь соответствующий штат обследователей-воспитателей и канцелярию. Члены Комиссии должны были быть преимущественно постоянными членами Приемных и Наблюдательных пунктов: они выполняли свои обязанности на возмездной основе, кроме народных судей, получающих вознаграждение согласно сметам Народного комиссариата юстиции. Распоряжения и постановления Комиссий в период рассмотрения дела, а также в период нахождения несовершеннолетнего под присмотром воспитателя имели обязательный характер для всех вплоть до уголовного преследования. А «...подлежащие власти оказывают полное содействие лицам, пополняющим эти постановления (в частности - воспитателям-обследователям, братьям и сестрам социальной помощи). Всякое неисполнение постановлений Комиссий или противодействие таковым со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или с чьей бы то ни было иной стороны составляет деяние уголовно-наказуемое, влекущее за собой, судебное преследование...».
Кроме того, полномочия Комиссий, помимо противодействия преступной деятельности несовершеннолетних, дополнились охраной их прав.
Немедленной передаче Комиссиями в Народный Суд подлежали дела лиц (взрослых), склоняющих несовершеннолетних к совершению правонарушений, к проституции и половым извращениям, вовлекающих детей в совершение преступления, жестоко обращающихся с ними и эксплуатирующих детский труд.
К несовершеннолетним Комиссиями применялись такие меры воздействия, как:
- беседа, разъяснение, замечание воспитателя, целью которых являлось разъяснение несовершеннолетнему его противоправного и недопустимого поведения;
- устройство подростка, надзор за его поведением;
- помещение в специальное государственное учреждение;
- передача подростка, достигшего возраста 14 лет, вместе с делом в народный суд (при рецидивах побегов из детских домов, в случае опасности несовершеннолетнего для окружающих).
Несовершеннолетние, которые были задержаны за действия, не влекущие за собой общественной опасности, не направлялись в Комиссии для рассмотрения данных деяний.
В январе 1921 года Президиум ВЦИК издает постановление об образовании «Комиссии по улучшению жизни детей», председателем которой был избран Ф.Э. Дзержинский. «Детская беспризорность, часто являющаяся в самых уродливых, ужасающих формах, как детская преступность, проституция, угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями», - так характеризовал степень остроты положения Ф.Э. Дзержинский. Работники Комиссии по делам несовершеннолетних принимали активное участие в деятельности вновь созданной структуры.
Необходимость внесения изменений в законодательство о несовершеннолетних была осознана позднее, когда детская беспризорность и правонарушения среди несовершеннолетних приняли особо тревожные размеры. Тогда Декретом СНК от 22 мая 1925 года при наркомате просвещения РСФСР была создана Центральная комиссия по делам несовершеннолетних, предназначенная для организации планомерной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и согласования деятельности заинтересованных ведомств. Центральная Комиссия по делам несовершеннолетних представляла собой коллегиальный орган, в который входили представители от комиссариатов просвещения, внутренних дел, здравоохранения и юстиции. Члены Центральной Комиссии получали вознаграждение каждый по сметам своего ведомства. В состав Центральной Комиссии также входили консультант - докладчик и секретарь; техническая работа выполнялась аппаратом Главного Управления социального воспитания Народного Комиссариата Просвещения.
В компетенцию Центральной Комиссии входили такие полномочия, как установление правильного и единообразного применения законов, выработка и осуществление мероприятий совместно с другими органами, деятельность которых связана с уменьшением правонарушений среди несовершеннолетних, разъяснения правоприменительной практики. Кроме того, Центральная комиссия являлась высшим органом, направляющим, контролирующим и надзирающим за деятельностью местных Комиссий, порядок создания и полномочия которых были определены в Декрете
1926 года, а также рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних в порядке надзора, которые уже были рассмотрены Комиссиями на местном уровне, за исключением дел, переданных судебным органам.
Местные Комиссии учреждались в городских поселениях постановлениями соответствующих исполнительных комитетов по представлению надлежащего отдела народного образования. Окружные и уездные Комиссии находились в ведении соответствующих отделов народного образования. Контроль за их деятельностью осуществлялся губернскими, областными или краевыми Комиссиями. Комиссии автономных республик были подведомственны народным комиссарам соответствующих республик, при этом все Комиссии, учреждаемые на территории РСФСР, находились в ведении Народного Комиссариата Просвещения РСФСР и Центральной Комиссии по делам несовершеннолетних.
Деятельность Комиссий, наряду с осуществлением ими юрисдикционных полномочий, была направлена на изучение жилищно-бытовых условий содержания и воспитания несовершеннолетних, осуществление деятельности по принятию и рассмотрению дел о правонарушениях, систематизацию отчетности о привлечении несовершеннолетнего к ответственности.
После принятия 11 июля 1931 года Постановления СНК РСФСР было утверждено новое Положение о Комиссиях по делам несовершеннолетних, полномочия которых значительно расширились. Основная задача Комиссий, в соответствии с Положением 1931 года, заключалась в «проведении на местах работы по охране прав и интересов несовершеннолетних, по предупреждению и борьбе с безнадзорностью, правонарушениями и беспризорностью несовершеннолетних, в первую очередь, путем осуществления мер медико-педагогического характера». Кроме того, изменилась ведомственная принадлежность комиссий и их состав. Согласно указанному Постановлению комиссии должны были образовываться при Народном комиссариате просвещения, а также его губернских ведомствах.
В Положении 1931 года закреплялась территориальная система организации Комиссий: они образовывались в краях (областях), городах и районах. Существовали также областные Комиссии автономных областей. Был расширен состав Комиссий: помимо врача, педагога и народного судьи, в него вошли воспитатель-обследователь, представитель комитета Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи, представитель из общественной организации, а также представитель городского или районного совета профсоюзов. Расширение состава Комиссий обосновывалось необходимостью привлечения общественности на борьбу с правонарушениями несовершеннолетних. Такой подход нашел свое отражение и в законодательной практике. О необходимости системного подхода к борьбе с детской беспризорностью, к привлечению достаточного внимания советской общественности как в центре, так и на местах, было заявлено в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР в 1926 году. В этом документе предусматривался комплекс мер в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, и нуждающихся в охране, временной или частичной помощи: назначение опеки и попечительства со стороны родственников или государства, помещение в специализированные учреждения, оказание материальной и иной помощи, трудовое перевоспитание, включая обучение профессии в школе и техникуме. Этим целям отвечала компетенция городских и районных Комиссий, в частности, они могли привлекать к своей работе на общественных началах лиц, имеющих педагогическую подготовку и общественный стаж.
Предполагалось, что свою профилактическую работу указанные Комиссии должны осуществлять через органы народного образования, здравоохранения и другие соответствующие учреждения и организации, оказывая правовую, врачебную, педагогическую, психологическую и материальную помощь.
Контроль за деятельностью городских и районных Комиссий осуществляли краевые (областные) Комиссии, в компетенцию которых также входили вопросы правильного применения нормативных актов в отношении несовершеннолетних, выработки проектов мероприятий по вопросам предупреждения совершаемых правонарушений, рассмотрение в порядке надзора дел, разрешенных городскими и районными Комиссиями.
Принимаемые городскими и районными Комиссиями постановления были окончательными, однако при выявлении новых обстоятельств дела могли быть направлены на новое рассмотрение. Правом опротестовать вынесенные районными и городскими Комиссиями решения обладали прокуратура, заведующий отделом или инспектор народного образования в порядке подчиненности, т.е. в краевую (областную) Комиссию.
Отправной точкой коренного поворота государственной политики воздействия на малолетних преступников стало Постановление ЦИК и Совнаркома СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» от 7 апреля 1935 года. В целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности».
Ответственность за пять видов преступлений (кражи, телесные повреждения, преступления, связанные с применением насилия, убийства, покушения на убийства) устанавливалась теперь не с 16, а с 12 лет. Отменялась статья 8 УК РСФСР, допуская отныне применение к несовершеннолетним, достигшим 12 лет, не только лишения свободы, но и «высшую меру социальной защиты». В ведение Наркомпроса были переданы 3 типа детских домов: для трудновоспитуемых детей, детдома нормального типа для детей без средств к существованию и детдома для содержания детей на средства родителей. В ведении НКЗдрава оставались 2 типа заведений: специальные детдома для детей-инвалидов (в ведении Наркомсобеса) и учреждения для лечения несовершеннолетних. В ведении НКВД оставались изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители (с содержанием не более 1 месяца).
Центральная комиссия по делам несовершеннолетних и комиссии при республиканских и местных органах власти были ликвидированы. Рассмотрение дел о преступлениях подростков было передано в суд. Аналог Комиссиям был создан в системе органов внутренних дел, которые занимались правонарушениями несовершеннолетних. Уголовное наказание было ужесточено, усилились судебные репрессии в отношении несовершеннолетних.
В годы Великой Отечественной войны, когда миллионы людей испытали тяжёлую участь беженцев и многие дети потеряли родителей, при исполкомах местных Советов в соответствии с Постановлением СНК СССР от 23 января 1942 года № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» при исполкомах краевых, областных, городских и районных Советов были образованы специальные комиссии по устройству детей, на которые возлагалась охрана прав несовершеннолетних, их трудоустройство и предупреждение безнадзорности. Были созданы новые детские дома и приемники - распределители, налажено их первоочередное снабжение, организован поиск родителей и возвращение детей в семьи.
В июне 1945 года был учрежден новый тип воспитательных учреждений – детские трудовые воспитательные колонии.
В послевоенные годы больше внимания стало уделяться профилактической работе с несовершеннолетними.
Комиссии по делам несовершеннолетних вновь возродились лишь в период «хрущевской оттепели». Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 октября 1957 года № 1099 «О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской беспризорности» было утверждено Положение о комиссиях по устройству детей и подростков. Этим же постановлением было разрешено вводить в комиссиях при Советах Министров автономных республик, крайисполкомах, облисполкомах, а также горисполкомах городов республиканского подчинения, райисполкомах
гг. Москвы и Ленинграда должность ответственного секретаря комиссии.
В 1958 году «Основы уголовного законодательства Союза ССР» повысили возраст, по достижении которого несовершеннолетние могут привлекаться к уголовной ответственности, сузили меры применения к ним уголовного наказания, и расширили возможности применения мер воспитательного и общественного воздействия.
Кроме того, возникла необходимость создания органов, которые занимались бы организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, применением к ним административного и воспитательного воздействия.
29 августа 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР при Советах Министров союзных, автономных республик, при исполкомах местных Советов вновь были созданы комиссии по делам несовершенных и утверждено Положение. Комиссиям, как и в начале 20-х годов XIX века, была возвращена роль органа, координирующего всю работу по профилактике детской безнадзорности и правонарушений.
В деятельности Комиссии были выделены два основных направления: надзорное и административно-юрисдикционное. Комиссии осуществляли наблюдение и контроль за несовершеннолетними, за соблюдением условий труда несовершеннолетних на предприятиях, в учреждениях, за условиями содержания и воспитания несовершеннолетних в специальных профилактических органах, исправительных, воспитательных и лечебно-профилактических учреждениях. Комиссии рассматривали дела в отношении несовершеннолетних и их родителей.
Утвержденное в 1967 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних существенно расширило перечень мер, применяемых к несовершеннолетним и их родителям, регламентировало создание Комиссий и порядок их деятельности. Главной задачей Комиссий осталась профилактика правонарушений как среди несовершеннолетних, так и в отношении их, ликвидация безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, их устройство и охрана их прав, координация работы общественных и государственных органов, осуществление надзора за условиями содержания и проведения воспитательной работы с подростками. Данным Положением было регламентировано создание Комиссий на 3 уровнях:
- на уровне Совета Министров РСФСР и автономных республик;
- на уровне окружных и областных Советов народных депутатов;
- на уровне городских и районных исполкомов.
В случае отдаленного расположения от районного центра, Комиссии могли создаваться при исполкомах поселковых Советов. Количественный состав Комиссии мог варьироваться от 6 до 12 человек в зависимости от объема работы; были предусмотрены должности освобожденного секретаря и инспектора по работе с детьми (при необходимости). Комиссии состояли из депутатов Советов, представителей общественных организаций (комсомольских, профсоюзных и др.), трудовых коллективов, сотрудников органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, и иных по согласованию.
Полномочия Комиссий, созданных на разных уровнях, законодательно разграничивались. Основным звеном являлась районная (городская) Комиссия, в полномочия которой входила непосредственная работа с несовершеннолетними и их родителями. Комиссии должны были проверять условия содержания и воспитания детей и подростков в специализированных учреждениях системы профилактики правонарушений, на предприятиях и в организациях, где работают несовершеннолетние, работу инспекций по делам несовершеннолетних. При этом перечисленные организации и учреждения предоставляли Комиссиям необходимые для работы сведения, их представители приглашались на заседания Комиссий. Комиссии осуществляли рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, знакомились с личными делами. Они могли возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетних, представлять в суд предложения о наказаниях, в том числе назначении более мягкого или условного осуждения; об условиях содержания несовершеннолетних в учреждениях исполнения наказаний. Комиссии имели право обращения в суд с исками как о лишении и ограничении в родительских правах и отобрании у них ребенка, так и с исками о выселении родителей несовершеннолетних из квартир и домов в случае лишении их родительских прав и если по решению суда дальнейшее проживание детей с ними невозможно.
К числу мер воздействия, применяемых Комиссиями, были отнесены: возложение обязанности возмещения вреда, причиненного несовершеннолетним (не превышающего одной второй минимального размера оплаты труда); наложение штрафа; вынесение общественного порицания, предупреждения; направление несовершеннолетних в особые учреждения; в детский дом или школу-интернат. Комиссии также имели право входить с представлениями о применении мер административного воздействия к родителям в органы государственного управления или общественные организации. Меры воздействия были направлены на прекращение причин и условий, влияющих на совершение антиобщественных проступков несовершеннолетними.
Таким образом, в соответствии с Положением 1967 года комиссии по делам несовершеннолетних стали основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающимися воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних и их родителей (законных представителей).
В течение последующих лет Положение о комиссии по делам несовершеннолетних неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия комиссии по борьбе и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.
Позднее в 1970-х годах правовыми актами была закреплена координирующая роль комиссии в системе государственных органов, расширены ее контрольные функции. На комиссию была также возложена обязанность по наблюдению за поведением осужденных несовершеннолетних, в отношении которых применена судом отсрочка исполнения приговора и условное осуждение.
В 1980-84 годах с принятием Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, была расширена компетенция комиссии в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей.
Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» закрепил главенствующую роль Комиссий по делам несовершеннолетних в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
Основным нормативным правовым актом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на сегодняшний день является Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Согласно законодательству в Российской Федерации создана трехуровневая система комиссий: Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите и прав, положение и состав которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 года № 272, а также региональные и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (областей, краев, республик).
Целью их деятельности является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Комиссии в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования.
Кроме того, на региональные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с 2015 года возложены полномочия по принятию решения
о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Порядок принятия решения, форма документа, содержащего данное решение, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 года № 796.
Также законодательно установлено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В постановлении указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению постановлений в указанный в них срок.
Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних, впервые созданные в 1918 году, на протяжении всей своей истории осуществляют совместно с заинтересованными государственными и муниципальными органами власти важные задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.
КДН и ЗП на иркутской земле…
Согласно архивным сведениям история Иркутской Губернской комиссии по делам несовершеннолетних («Иргубкомонес»), образованной при Иркутском Губернском отделе народного образования, началась 27 апреля 1920 года.
Изначально существовали 2 комиссии: горуездная и губернская. Но с 1 ноября 1921 года, ввиду отсутствия средств, обе были преобразованы в Иркутскую Губернскую комиссию, которая выполняла функции Иркутской городской, уездной и Губернской комиссии по делам несовершеннолетних. Иркутская Губернская комиссия обслуживала территории города Иркутска и Иркутского уезда, а также являлась кассационной инстанцией для всех уездных комиссий Иркутской губернии, и осуществляла надзор над их деятельностью.
Изначально Иргубкомнесу были подведомственны дела о лицах, не достигших совершеннолетия, однако, позднее, с момента введения в действие в Иркутске Уголовного кодекса, категория лиц сузилась до не достигших возраста 16 лет.
Во второй половине 1920 г. через Иргубкомнес прошло 497 дел в отношении 544 несовершеннолетних, в 1921 г. – 761 (в отношении 1 021 детей), в 1922 г. – 474 (в отношении 650 детей), в 1923 г. – 354 (в отношении 432 детей), в 1924 г. – 478 дел (в отношении 619 детей).
В этот период времени председателями Иргубкомнеса были С.Н. Раевский, затем М.С. Бейлин, ответственными секретарями - З.Д. Вишняк, В.М. Лебедева. За время работы Иркутской Губернской комиссии по делам несовершеннолетних ее членами были Д.Г. Гинзбург, И.И. Бельдеников, Л.А. Белоголовый, П.В. Дедюхин, Г.Г. Нахидов, обследователь-воспитатель П.Я. Криницкий, судья Т.С. Плотникова, врачи М.И. Барбас, А.С. Больдберг.
Заседания Иргубкомнеса проводились сначала 2 раза в месяц, затем, начиная с 1924 года, еженедельно.
На каждом заседании рассматривалось до 10 - 25 дел, касающихся правонарушений, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 9 до 15 лет: агитация против советской власти, кражи, разбои, вымогательства, убийства, спекуляция, мошенничество, хулиганство, самовольные уходы из колонии и др.
При рассмотрении дел Иргубкомнес руководствовалась следующими принципами:
- ознакомление с мотивами преступления;
- изучение характера малолетнего или несовершеннолетнего правонарушителя;
- исследование социальной среды, в которой находился правонарушитель;
- изучение наследственности;
- «..дело о правонарушителе, по которому состоялось постановление о принятии той или иной меры медико-педагогического воздействия, вступает в новую фазу, и наблюдение за его поведением непрерывно должно продолжаться...».
Именно эти принципы отличали деятельность комиссии по делам о несовершеннолетних от деятельности судов для взрослых.
По результатам заседаний в отношении несовершеннолетних принимались решения о принятии различных мер, в том числе медико - педагогического характера:
- беседа, разъяснение, замечание воспитателя;
- внушение и оставление на свободе под присмотром родителей, родственников, обследователей;
- определение на ту или иную работу;
- помещение в школу;
- помещение на родину;
- помещение в один из детских домов, лечебно-вспомогательные колонии и учреждения;
- помещение в специальные изоляционные отделения и психиатрические лечебницы;
- передача несовершеннолетнего вместе с делом в Народный Суд, в случае если признания комиссией недостаточными вышеуказанных мер при рецидивах преступлений и побегов из детских домов, при явной опасности для окружающих.
Все решения, принимаемые на заседаниях, были запротоколированы в «Журналах заседаний с краткими резолюциями Комнеса». Кроме того, в комиссии велись «Настольный реестр с кратким описанием движения дела и отметкой об исполнении» и «Наряд расследований об эксплуатации, дурном обращении и избиении несовершеннолетних взрослыми».
В целом согласно докладу о деятельности Иргубкомнес «…падение детской преступности следует отнести к правильной постановке дела в Иргубкомнес». В связи с тем, что к работе в Иргубкомнес были привлечены «...работники теоретически хорошо знакомые с работой над морально-дефективными и практически работавшие в этой области, кроме того хорошо знавшие преступный мир г. Иркутска и преступных детей...», «...работа Комиссии пошла по правильному пути и сразу же стала на должную высоту...». При осуществлении ревизии Иргубкомнес представителем Наркомпроса в 1922 году ее деятельность была признана образцовой.
Председатель Иркутской Губернской комиссии по делам несовершеннолетних осуществлял надзор за деятельностью обследователей - воспитателей, проводил прием родителей несовершеннолетних, выдавал справки и готовил ответы по возбуждаемым делам, оказывал юридическую помощь, посещал Губернский трудовой дом, колонии, представлял доклады, отчеты о деятельности комиссии в ГУВОНО, инспекцию правовой защиты Горсовета, в секции Народного просвещения, ГУБИСПОЛКОМ, ГУВЮСТ и др.
Члены комиссии того времени, как люди перегруженные обязанностями по службе, принимали участие только в заседаниях комиссии и иной работы не проводили.
Результативной работе комиссии способствовал достаточный штат сотрудников. Так, в ноябре 1921 года для комиссии был установлен следующий штат сотрудников: председатель, секретарь, 6 обследователей (по 1 сотруднику на городской район), машинистка, рассыльной. Кроме того, в помощь комиссии был предоставлен институт социальных инспекторов (детская милиция). Именно такой штат сотрудников позволил комиссии не только исполнять возложенные на нее задачи, но и осуществлять профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. Однако уже к 1923 году штат комиссии был значительно сокращен и состоял из следующих сотрудников: председатель, 2 обследователя-воспитателя, секретарь, разсыльной. Штат социальных инспекторов к тому моменту состоял из 4 человек.
В 1923 году в связи с прекращением финансирования из местных бюджетов и незначительным «центральным» финансированием Иргубкомнес столкнулась со следующими проблемами:
- периодическое сокращение штата сотрудников, что привело исключению профилактической деятельности;
- отсутствие канцелярских принадлежностей;
- отсутствие средств на отправку документов посредством почтовой связи;
- отсутствие средств на содержание зданий, где осуществляли работу сотрудники комиссии (здания не отапливались);
- отсутствие средств на отправление несовершеннолетних по месту их жительства;
- отсутствие средств на выплату денежного вознаграждения сотрудникам комиссии и другие.
В состав Иркутского уезда на период 1923 года входили следующие волости: Смоленская, Больше-Разводинская, Лиственничная, Оекская, Хомутовская, Уриковская, Биликтуйская, Раздольинская, Усольская, Тайтурская, Усть-Балейская, Тугутуйская, Больше-Еланская, Бардонский хошун (волость), Култукская, Ленинская (Ленинский поселок), Нижне-Ангарская, Бельская, Олонская.
Кроме Иргубкомнеса в Иркутской Губернии, начиная с 1923 года, были созданы и действовали Балаганская, Бодайбинская, Верхоленская уездные, Знаменская, Манзурская, Нижнеилимская, Селенгинская и Черемховская районные комиссии по делам несовершеннолетних.
Сведения о деятельности комиссий в нашем регионе в период 1930-1990 годах частично сохранились в архивных отделах муниципальных образований Иркутской области. В 60-е годы XX века комиссии по делам несовершеннолетних были созданы при исполнительных комитетах районных Советов народных депутатов. Руководство комиссиями было возложено на заместителей председателей и секретарей исполкомов Советов народных депутатов.
Исходя из имеющихся сведений, последним председателем, возглавлявшим комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Иркутском облисполкоме, был Игнатов Валерий Викторович,
в 1987-1991 годах - заместитель председателя Иркутского облисполкома по социальным вопросам, а в настоящее время – председатель Совета Иркутской областной общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
С 1992 года при администрации Иркутской области функционировала Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Председателями Межведомственной КДН были Н.В. Слободчиков, Ю.Г. Курин, В.А. Матиенко, В.А. Родионов, Л.А. Выговский, Т.И. Рютина, С.И. Дубровин, Л.М. Берлина, заместителями председателя - В.А. Поляков, А.К. Костин, Т.М. Хижаева, в 2003-2011 гг. - Т.И. Плетан, в 2011-2013 годах – В.С. Басюк, ответственными секретарями - Л.А. Жукова, С.М. Другова, с 2001 года - С.В. Кривенко.
В 2005 году было утверждено положение и состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области (далее - Областная КДН и ЗП), председателем которой с 2005 по 2010 годы
являлся заместитель главы администрации Иркутской области - директор департамента семейной, демографической политики, опеки и попечительства Иркутской области С.В. Круть.
12 ноября 2007 года был принят Закон Иркутской области № 100-оз
«О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области». Постановлением администрации Иркутской области от 26 марта 2008 года № 64-па утверждено «Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области».
2010 году в аппарате Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области введена должность советника Губернатора Иркутской области - ответственного секретаря Областной КДН и ЗП; распоряжением Правительства Иркутской области от 8 ноября 2010 года
№ 263-пп был образован новый состав Областной КДН и ЗП, которую возглавил заместитель Председателя Правительства Иркутской области - руководитель аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области В.Ю. Дорофеев, ответственным секретарем Областной КДН и ЗП был назначен советник Губернатора Иркутской области В.Г. Синьков.
Информационно - аналитическое обеспечение деятельности Областной комиссии в 1995 - 2002 годах возлагалось на аппараты Губернатора, главы администрации и т.п., в 2002 - 2006 годах - секретариат при первом заместителе главы администрации области, с 2007 года - департамент социальной защиты населения Иркутской области, с 2010 года – снова секретариат при первом заместителе главы администрации Иркутской области.
29 апреля 2011 года по инициативе в тот период времени председателя Областной КДН и ЗП В.Ю. Дорофеева и ответственного секретаря В.Г. Синькова в структуре аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области был создан отдел по обеспечению деятельности Областной КДН и ЗП, утверждено положение об отделе и его состав.
В июне 2011 года на портале Правительства Иркутской области был создан сайт Областной КДН и ЗП (/sites/kdnizp/index.php) и издан первый выпуск информационно – аналитического сборника «Вестник комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области».
В августе 2011 года председателем Областной КДН и ЗП назначена В.Ф. Вобликова - заместитель Председателя Правительства Иркутской области. Обновленный состав Областной КДН и ЗП утвержден 6 апреля 2012 года распоряжением Правительства Иркутской области № 207-рп.
В 2012 году заместителями председателя Областной КДН и ЗП назначены министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области В.А. Родионов и министр образования Иркутской области Е.А. Осипова, ответственным секретарем Областной КДН и ЗП - советник Губернатора Иркутской области А.Ю. Лаптев.
В 2015 году заместителем председателя Областной КДН и ЗП назначена министр образования Иркутской области В.В. Перегудова, ответственным секретарем Областной КДН и ЗП с февраля 2016 года - начальник отдела по обеспечению деятельности Областной КДН и ЗП С.В. Тимофеева.
Членами Областной КДН и ЗП в разные периоды были А.К. Костин, И.И. Тыхренова, С.Г. Московских, А.Ю. Новикова, Н.А. Какайкин, Р.А. Распутина, М.А. Халатаев, Н.И. Суворова, Л.И. Лысак, Е.А, Махнева, Т.Н. Терентьева, Т.В. Семейкина, О.К. Стасюлевич, Т.Г. Темникова, Т.С. Мартель, О.П. Молчанова, Ю.А. Сюсин и др.
Сегодня в составе Областной КДН и ЗП работают представители различных областных министерств – образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, труда и занятости, спорта, молодежной политики, управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике, службы по контролю и надзору в сфере образования, сотрудники силовых ведомств – ГУ МВД, ГУ МЧС, ГУФСИН, Восточно-Сибирского линейного управления МВД на транспорте, Управления ФССП, следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области, Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского, а также Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, руководители общественных организаций, работающих с детьми.
Полномочия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области закреплены положением, утвержденным постановлением администрации Иркутской области от 26 марта 2008 года № 65-па «О районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области».
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 28 мая 2012 года № 263-пп «Об определении количества районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемых в муниципальном образовании Иркутской области, территории, на которую распространяются полномочия соответствующей комиссии, а также конкретного количества членов соответствующей комиссии» в Иркутской области осуществляют деятельность 49 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав во всех муниципальных образованиях области:
- 10 городских (в гг. Ангарск, Братск, Зима, Иркутск, Саянск, Свирск, Тулун, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Черемхово);
- 32 районных (27 - в Ангарском городском округе, г. Бодайбо и районе, Балаганском, Братском, Жигаловском, Заларинском, Зиминском, Иркутском, Казаинско-Ленском, Катангском, Качугском, Киренском, Куйтунском, Мамско-Чуйском, Нижнеилимском, Нижнеудинском, Ольхонском, Слюдянском, Тайшетском, Тулунском, Усть-Илимском, Усть-Кутском, Усть-Удинском, Усольском, Черемховском, Чунском, Шелеховском районных; 6 - в Усть-Ордынском Бурятском округе (Аларский, Баяндаевский, Боханский, Нукутский, Осинский и Эхирит-Булагатский районы));
- 7 районных в городе (г. Братск (3 – в Центральном, Падунском и Правобережном районах), г. Иркутск (4 – в Ленинском, Октябрьском, Правобережном и Свердловском округах)).
На штатной основе деятельность районных (городских), районных в городе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивают 111 штатных сотрудников: 49 ответственных секретарей и 62 инспектора.
|
|